Главная / Группа "Василек" / Подсказки для родителей

Подсказки для родителей

Разрешать ли ребенку брать игрушку в садик?

Дети почти всегда стремятся принести с собой в группу что-нибудь любимое и дорогое их сердцу. Поначалу, когда обстановка детского сада является для них еще новой и непривычной, им важно иметь при себе что-нибудь знакомое, свое, напоминающее о доме. На данном этапе, даже если ребенок сам не догадывается взять с собой игрушку, из любимых, но не самую любимую, чтобы возможное «покушение» на нее со стороны товарищей по группе не вызвало у малыша слишком уж бурной реакции.

По мере привыкания к детскому саду у детей появляются другие мотивы. Игрушки несут в сад, чтобы сравнить и похвастаться. Один притащил в садик пистолет – другие тут же говорят: «А у меня такой же!», и назавтра вся группа уже «вооружена и очень опасна». Одна похвасталась нарядной куклой – другие ответили «А у меня лучше!», и на следующий день кукол в группе больше, чем детей.

В этом детском хвастовстве нет ничего дурного. Но сильно поощрять его тоже не стоит, пока дети маленькие, они не умеют самоутверждаться иначе, чем предъявляя друг другу то, чем они владеют. Точно так же, как игрушками, они хвастаются и своими родителями, например. Однако, подрастая и развиваясь, ребенок должен прийти к мысли, что ценность человека определяется не тем, что он имеет, а тем, что он представляет собой сам. Этому научишь словами: такие истины ребенок постиг лишь на примере родителей.

Возвращаясь к игрушкам, отметим еще один момент: позволяйте ребенку брать с собой в сад лишь те игрушки, которыми он готов поделиться с другими. Так прямо и спрашивайте малыша: «А ты, согласен давать поиграть с этой машиной другим детям?» И если он отвечает отрицательно, не нужно упрекать его в жадности. Лучше время от времени рассказывать ребенку: если он никогда и ничем не будет делиться с другими, с ним вряд ли захотят дружить. Но если у него есть вещи, действительно очень дорогие и важные для него (а такие игрушки есть у любого ребенка, и их ценность вовсе не зависит от реальной, «магазинной» стоимости), он имеет полное право беречь их и не раздавать направо и налево. Просто в садике таким вещам не место, и это малышу нужно объяснить.

 

Маленькие подсказки для родителей от Олеси Жуковой

Как научить ребенка не отбирать у других детей игрушки, делиться и не давать себя в обиду?

Вопросы собственности и «распределения благ» в садике вообще очень часто обостряются. С одной стороны, игрушки там общие (что поначалу очень нелегко понять трехлетним и даже четырехлетним детям), с другой стороны, малыши очень любят приносить в группу любимые игрушки из дому, из-за чего обычно разыгрываются целые баталии… впрочем, разговор на эту тему нам еще предстоит, а пока вернемся к «подготовительному периоду».

Итак начнем обучать малыша проведению и соблюдению границ.

Не тревожьтесь, не страдайте от чувства стыда за «агрессивное» поведение малыша: его стремление ухватить чужую яркую машинку не имеет ничего общего с агрессией. Помните: ведь он еще учится! Ваша задача – помочь ему в этом. Однако опасна и другая крайность: спокойно стоять в сторонке и с умилением наблюдать за тем, как ваше чадо нападает на других малышей, отнимая у них игрушки и ломая их куличики.

Ни в коем случае не надо ругать малыша, шлепать его – с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка, захватывая чужие игрушки. Но успех придет к вам только в том случае, если вы будете очень последовательны. Одна из самых больших помех в таком обучении – добрые намерения других мам. Ваше чадо тянет из рук другого карапуза лопатку, а мама «жертвы», желая воспитать в своем малыше хорошие душевные качества, говорит ему: «Ну не жадничай, дорогой, отдай мальчику лопатку, пусть поиграет!» если вы действительно хотите позаботиться о будущем своего ребенка, ни в коем случае не позволяйте принимать ему такой «дар»! И кстати, никогда не ведите себя подобно этой маме. Если на вашего ребенка  нападают, пытаясь лишить его собственности, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки.

Главное спасение для маленького ребенка, которого еще довольно долго чужие игрушки будут привлекать больше, чем свои, — умение выражать свои желания в социально приемлемой форме. Проще говоря, научите малыша меняться игрушками! Даже годовалый малыш наверняка уже знает слова «дай!» и «на!», а если нет, то теперь быстро этому научится, потому что ему нужны эти слова. Заметив, что ваше дитя нацелилось на имущество соседа по песочнице, перехватите его и скажите: «Давай попросим. А что мы дадим мальчику?» как правило, малыши охотно меняются игрушками. Но если «сделка» не состоялась, не затягивайте «переговоры», в конце концов, вы не можете долго надоедать другому ребенку, если он ясно выразил свое нежелание меняться игрушками. Отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь новую игру.

И пожалуйста, забудьте слово «жадный»! Никогда не употребляйте его в отношении своего, а тем более чужого ребенка. Если он без протестов отдает другим детям свои игрушки, то так происходит не потому что он очень щедрый, а потому что ему все равно – он может одинаково спокойно отдать свое и отнять чужое. А вот если он свое не отдает, вы можете тихонько поздравить себя, у малыша формируется чувство собственности.  Раз он начал проводить границу вокруг «своего», значит, вскоре на карте его мира появится и «чужое», ребенок начнет осознавать разницу между этими понятиями и постепенно приучится с уважением относиться к собственности, других детей.