Главная / Проекты

Проекты

ОТЧЕТ КРИП

Проект Здоровая семья

Заявка

на участие в Конкурсе на гранты Главы Республики Саха (Якутия)

для  образовательных организаций, реализующих инновационные проекты

 

1.Наименование проекта:  Нейропсихологическое мультидисциплинарное сопровождение детей  дошкольного возраста  с задержкой психического развития

2.Название образовательной организации: Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация Центр развития ребенка — детский сад «Аленушка» муниципального района «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)

3.Юридический адрес образовательной организации: 678200. Россия, Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус (район), г. Вилюйск, переулок Партизана Семенова, 9

4.Контакты: Телефон 8(41132) 44-0-61, 89142932457, Эл. адрес: mbdoo_alenushka@mail.ru

  1. Авторы инициативы:

Прокопьева Елизавета Александровна – педагог-психолог

Гаврильева Матрена Герасимовна — заведующий

6.Актуальность исследования.

   В последние годы отмечается   рост числа детей с нарушениями   умственного развития. К числу таких детей,  в соответствии с дефектологической классификацией,   относят детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Обычно дошкольников и школьников с задержкой   психического развития  относят в разряд «трудных» или «необучаемых».

   Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям  с минимальными органическим повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимися  в условиях социальной депривации.

   По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР  составляет  30% от детской популяции. В случае, если ребенку  дошкольного возраста с ЗПР  не будет оказана своевременная и качественная психолого- педагогическая помощь, последствия нарушения достаточно сложны:

  1. Психологическая несостоятельность
  2. Социально-психологическая ограниченность
  3. Затруднения процесса социализации
  4. Деформация психологической сферы
  5. Критический уровень качества жизни
  6. Основная идея инициативы.

Идея инициативы  основана на необходимости использовать в организации коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста  инновационные   нейропсихологические технологии   на основе  принципа мультидисциплинарности.

 

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Наименование проекта  
Анализ социокультурной ситуации МБДОО ЦРР детский сад «Аленушка» — новый детский сад , открывшийся в г.Вилюйске , в бывшем здании школы в декабре 2014 года. Организация считается самой крупной дошкольной организацией города и улуса. В коллективе насчитывается 40 работников, 141 ребенок в возрасте от 2 до 7 лет. Одной из особенностей ДОО является тот факт, что  среди воспитанников детского сада — 15 детей – инвалидов, 22 ребенка относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с заключением улусной ПМПК (по данным улусной ПМПК, в Вилюйском улусе по итогам  2016 года  насчитывается детей с ОВЗ — 567; детей – инвалидов — 88, в городе Вилюйск – 48 детей-инвалидов). Практически все дети – воспитанники детского сада «Аленушка» с ОВЗ и инвалидностью имеют нарушение развития «задержка психического развития» (ЗПР)
Проблематика проекта В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследовния отечественных ученых  ( Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, К.С.Лебединская ) позволили дать подробную клиническую картину детей этой категории, предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического  принципа, создана сеть консультативно- диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье.

Однако отсутствие реально работающих новых коррекционно-развивающих технологий, необученность этим технологиям педагогов, определенная заорганизованность педагогического процесса, непонимание родителями  ценности своевременной коррекции психического развития детей  существенно снижает качество  помощи детям с ЗПР.

Философские основания Основные  идеи проекта:

1.      Нейропсихологические технологии, основанные на теории системной динамической локализации  психических процессов (А.Р.Лурия)

2.      Сопровождение ребенка как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно – ориентированного подхода к ребенку  (Л.М.Шипицына)

3.      Мультидисциплинарность, то есть осуществление сопровождения с участием разных специалистов (воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования)(

4. Включение родителей в процесс сопровождения как полноправных субъектов образовательного процесса

Цель проекта – разработка обновленного мульти-дисциплинарного содержания коррекционного процесса, направленного на нейропсихологическое сопровождение детей с ЗПР в образовательном пространстве дошкольной организации

 

Психологическая концепция В качестве психологической концепции выступает метод замещающего онтогенеза, разработанный известным детским нейропсихологом А.В. Семенович и являющийся базовой нейропсихологической технологией коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития, в т.ч. ЗПР. Сущность метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р.Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Содержание образования         Коррекционная программа нейропсихологического мультидисциплинарного сопровождения, реализуемая в проекте,   включает 4 направления деятельности:

1. Воздействие на сенсомоторный уровень с использованием специальных упражнений. Такое воздействие вызывает  активизацию всех высших психических функций. По мнению специалистов, «актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. В каждом занятии представлены 4 основных блока упражнений: дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; растяжки; упражнения двигательного репертуара.

2. Рисование двумя руками. Здесь деятельность ребенка    направлена на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, развитие пространственных представлений, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю

3.Психогимнастика — это курс специальных занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы с использованием музыки и элементов театрализованной деятельности. Музыкальным руководителем вводятся психогимнастические этюды, наиболее доступные для детского восприятия и основанные на    музыкальном творчестве якутских композиторов, народных песен.

4. Логопедические занятия проводятся с ребенком в соответствии с последовательностью формирования фонематических процессов в онтогенезе и разделены на несколько этапов.  Содержание логопедической работы адаптировано нашим специалистом  на основе правил  родного  якутского языка.

 

Этапы реализации проекта  
Дорожная карта реализации проекта сроки Ожидаемый результат Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175
Задача 1. Аналитико –диагностический этап
Мероприятие 1.

Изучение социального заказа на востребованность данной темы

декабрь Изучение результатов анкетирования учителей начальных классов, воспитателей, родителей
Мероприятие 2.

Выявление степени готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности

январь Определение педагогов, участвующих в нейропсихологическом сопровождении детей с ЗПР
Мероприятие 3.

Диагностика и определение группы детей с ЗПР, для которых будет организована нейропсихологическое сопровождение

 

январь Предварительное определение группы  детей с ЗПР
Задача 2. Прогностический этап
Мероприятие 1. Разработка концепции и программы проектной деятельности февраль Построение модели и программы проекта, определение этапов и сроков
Задача 3. Организационный этап
Мероприятие 1

Психолого-педагогическое консультирование родителей, обсуждение  проблемы со специалистами организации

февраль Понимание родителями необходимости  коррекционной работы определение состава  детей в соответствии с согласием (или несогласием) участвовать в нейропсихологическом сопровождении детей. Дополнительная корректировка состава.
Мероприятие 2

Практическое организация и проведение нейропсихологических занятий с участием специалистов (мультидисциплинарность воздействия):

-родители

-дети

 

 

Март, апрель, май Обучение родителей с целью повторения программы упражнений в домашних условиях.

 

Реализации программы по 4 направлениям:

1Занятия  сенсомоторного уровня

2.Рисование двумя руками

3.    Психогимнастика

4.Логопедические занятия

Комплексный программно-целевой  план мероприятий по реализации проекта

Индивидуальные планы специалистов команды сопровождения

Задача 3. Обобщающий  этап

 

Мероприятие 1. Анализ результатов  проектной деятельности июнь Изучение и анализ  материалов педагогов и родителей

Формулирование выводов и рекомендаций

Предполагаемые результаты Дети:

-сформированность моторных функций организма;

-активизация развития всех высших психических функций;

-стабилизация эмоционального состояния ;

-развитие навыков саморегуляции и повышение уровня  волевого развития  личности;

-повышение коммуникативной культуры ребенка в общении со взрослыми и сверстниками

Родители:

-изменение позиции во взаимодействии с ребенком;

-повышение психолого-педагогической компетентности  в вопросах воспитания и развития детей

Педагоги:

-овладение современными технологиями, основанными на личностно-деятельностном подходе к детям, и успешное их применение на практике.

Критерии оценки предполагаемых результатов -Положительная динамика в выполнении детьми упражнений цикла нейропсихологических занятий в соответствии с разработанными критерями ( В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова);

— Положительная динамика фиксированных актов в  поведении детей по итогам диагностической процедуры наблюдения по изучению саморегуляции поведения детей в обычных жизненных ситуациях семьи и детского сада (Н.П.Гришаева);

-Положительные изменения поведения, познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка по результатам анкетирования «Нейропсихологическая коррекция. Воспитатели», «Нейропсихологическая коррекция. Родители»;

-Сравнение данных диагностического психолого-педагогического  обследования детей до и после коррекционной работы.

Кадровое обеспечение проекта Воспитатели, педагоги дошкольного образования, прошедшие курсы повышения квалификации, стажировки, профессиональную переподготовку в области педагогики и психологии инклюзивного образования, нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Финансовое обеспечение проекта Реализация проекта предполагает дополнительное финансирование из местного бюджета

ПРОЕКТ «ВМЕСТЕ»

организация эффективного сотрудничества детского

сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

 

Направление проекта: образовательное, воспитательное, социальное

Актуальность проблемы: С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из основных принципов ФГОС ДО – «сотрудничество Организации с семьями» — более детально раскрывается в разных положениях Стандарта:

— сотрудничество в интересах семьи

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья

— приобщение детей к социокультурным нормам, ценностям семьи

Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии ребенка. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, а сблизить детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Современные педагоги придумывают новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей, но удается привлечь только малую часть родителей. Поэтому педагогам следует пересмотреть свое отношение к работе с родителями и перейти от формальной обязанности к сотрудничеству и взаимодействию с ними.

 Цель проекта: создать систему эффективного сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи

Задачи проекта:

1.Изучение основных принципов реализации ФГОС ДО в плане организации эффективного сотрудничества дошкольной организации с семьями воспитанников;

  1. Изучить современные педагогические технологии эффективного сотрудничества детского и семьи
  2. Разработать план и основные направления взаимодействия с семьей
  3. Осуществить целенаправленную деятельность по реализации плана работы с учетом достижений предшествующей работы и преимуществ новых педагогических технологий
  4. Провести педагогический анализ результатов деятельности по повышению качества взаимодействия детского сада и семьи.

Основные принципы реализации проекта:

  1. Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка
  2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка и важнейших участников образовательной практики
  3. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи.

Программа и методика реализации проекта: Программа проекта предусматривает реализацию основных направлений взаимодействия

Основные направления взаимодействия и сотрудничества
Анализ деятельности субъектов образовательной деятельности Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми
1.Сбор и анализ информации о детях (наблюдение, беседа, диагностические процедуры) 1.Создание справочника для родителей:

-Приветственное послание родителям от заведующей детского сада

-Список персонала

-Разъяснение основных принципов образовательной программы

-Календарь, график общих мероприятий

-Ежедневный распорядок дня детей

-Информация по вопросам здравоохранения и питания

-Информация о вышестоящих структурах и должностных лицах

1.Создание портфолио детей: 1. Информация от родителей

2. Информация от педагогов

3. Информация от детей

2.Сбор и анализ информации о достижениях детей ( информационный стенд «Наши достижения», «звезда недели») 2. Технология мобильного информирования родителей , креативного подхода составлению объявлений для родителей 2. Вовлечение родителей в жизнь группы :

— образовательная деятельность

— дополнительное образование

— праздники, досуги, развлечения (на основе графика)

3.Сбор и анализ информации о семье («Чем чаще интересуется ребенок», «Учет пожеланий родителей», «Изучение потребностей семьи», « Ценности вашей семьи», «Анкета интересов родителей») 3.Родительские собрания :

-организационно- распределительное собрание

-информационно- аналитическое собрание

-позитивно- деловое собрание

-собрание, посвященное работе с детьми с овз

3. Включение родителей в процесс реализации педагогических технологий (клубный час, проблемная педагогическая ситуация, дети- волонтеры)
4. Психологическая диагностика особенностей развития детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания 4.Консультативный пункт для родителей детей, не посещающих детские сады (беседа, консультирование, электронная почта) 4. Проектная деятельность (тема проекта исходит из интересов и потребностей детей)
5.Знакомство с опытом воспитания детей в семье (беседы, анкетирование, встречи- знакомства) 5.Создание специальных памяток, шпаргалок, информационных писем писем благодарности, 5. Взаимодействие с родителями в развитии предметно-развивающей среды (с учетом интересов, способностей родителей)
6.Организация встреч- знакомств с семьями воспитанников 6. Оповещение родителей о запросах детей 6. Выпуск газеты внутрисадовской газеты «Достижение»
7. Организация Дней открытых дверей (формы, методы образования и развития в условиях ДОО) 7.Семинары-практикумы использованием элементов тренинга (групповая дискуссия, мозговой штурм, анализ ситуаций и т.д.) 7. Взаимодействие с родителями с сфере хозяйственно- бытовой деятельности (субботники, разовая хозяйственная помощь и т.д.)

Этапы реализации проекта:

1.Организационно- диагностический этап: октябрь — май 2015 – 2016 учебного года

  1. Этап реализации: сентябрь – июнь 2016 – 2017 учебного года
  2. Этап анализа и корректировки проекта: сентябрь – июнь 2017-2018 учебного года

Ожидаемые результаты:

  1. Возникновение единого образовательного пространства
  2. Повышение мотивации и качества образовательной деятельности как результат совместной творческой деятельности педагогов и родителей
  3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, учета его индивидуально-психологических особенностей
  4. Расширение и оптимизация зоны общения детей, родителей и педагогов, получение позитивного опыта взаимодействия, возникновение доверительных отношений
  5. Развитие у детей положительной самооценки, чувства гордости и сопричастности семье

Кадровое обеспечение проекта

Творческая группа в составе руководителей, специалистов ДОО; педагоги и работники ДОО; родители и общественные представители.